В ПОМОЩЬ ГРАЖДАНИНУ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ.

Вопрос-Ответ

 

В обычной жизни простым жителям, равно как и предпринимателям постоянно приходится обращаться по тем или поводам и вопросам в органы государственной и муниципальной власти, к уполномоченным должностным лицам. Как обличенные властью лица, наделенные государственными и муниципальными полномочиями, людьми, имеющими специальный статус, ведут себя с гражданами, общеизвестно.

В частности, в наш также Фонд время от времени обращаются представители коренных малочисленных народов России с жалобами на волокиту, невнимание, грубость и отписки чиновников. У многих в этой связи притупляется предпринимательская инициатива, возникает неверие в собственные силы, в силу закона, в способность власти создать конкурентную среду, равные условия для всех субъектов рыночных отношений.

Причина наличия такого положения вещей в нашей безграмотности и чувстве безнаказанности со стороны чиновников, их ощущения собственной исключительности, вседозволенности, пренебрежения к нуждам и чаяниям граждан и юридических лиц.
Вот только некоторые из обращений и ответов на эти обращения:

Вопрос: Что делать, если на мое письменное обращений чиновник дает ответ не по существу, либо вообще не дает ответа на мое письмо?

Ответ: Деятельность чиновников, как государственных и муниципальных служащих, так и нестатусных сотрудников бюджетных организаций, регулируются целым рядом федеральных, региональных и муниципальных нормативно-правовых актов. Главным, настольным документом каждого человека является Конституция Российской Федерации - единый правовой акт, обладающий наибольшей юридической силой в правовой системе РФ, посредством которого народ определил основные принципы устройства общества и государства, субъекта государственной власти, закрепил охраняемые обществом и государством права гражданского общества, человека и гражданина, установил основы местного самоуправления. В Конституции закреплены права и свободы гражданина. Например, в ч. 2 ст. 24 Конституции закреплено право гражданина на получение информации.

Если чиновник не ответил на Ваше обращение, (ответил с нарушением обусловленного законодательством 30-дневного срока рассмотрения) или отделался отпиской, необходимо обжаловать данный ответ (либо его отсутствие) в вышестоящий государственный орган или вышестоящему должностному лицу.

Другой вариант - обращение в суд, за защитой своих прав и законных интересов, что также гарантировано российской Конституцией. Причем физическому лицу, как правило, предстоит решать свои проблемы в суде общей юрисдикции (районный, мировой судьи), а предпринимателю рекомендуем обращаться в арбитражный суд, специально уполномоченный заниматься спорами хозяйствующих субъектов.

Вопрос: Но суд-это такая волокита. В чем преимущество обращения в суд?

Ответ: Начнем с того, что чиновник, несмотря на привычную браваду, суда все-таки побаивается - как бы не сказалось отрицательно такое действо на служебной карьере. C другой стороны судебное решение является гарантией восстановления нарушенного права. Еще одно преимущество обращения в суд - права гражданина на обращение за судебной защитой гарантируются рядом федеральных законов и кодексов и в каждом конкретном случае следует ссылаться на конкретный закон либо подзаконный акт.

Вопрос: Какие конкретные законы следует применять в конкретных случаях? В чем тут разница, юридическая хитрость, какие существуют так называемые подводные камни?

Ответ: Самым универсальным документом является Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) - систематизированный единый законодательный акт, регулирующий имущественные и связанные с ним личные неимущественные отношения, возникающие с участием юридических лиц и граждан, кроме отношений, основанных на административном подчинении одной стороны другой, а также налоговых и бюджетных отношений. Непосредственно с ГК РФ связан ряд федеральных законов, которые приняты для защиты граждан и юридически и лиц в самых конкретных ситуациях. Вот только некоторые из них: ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ФЗ « Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», ФЗ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», ФЗ «О защите прав потребителей», ФЗ «О предприятиях и предпринимательской деятельности», уставы регионов и муниципальных образований, региональные законы.

Вопрос: При обращении за судебной защитой от чиновничества какому из законов следует отдать предпочтение?

Ответ: В принципе все законы самодостаточны и эффективны. Но в любом случае у вас под руками должен быть Гражданский кодекс - это экономическая конституция страны. В суде при принятии решения в вашу пользу (признание действий органа власти или должностного лица неправомерными) вы как истец имеете право требования возмещения убытков (ст.15 ГК РФ) и морального вреда. Размер моральной компенсации зависит от степени причинения истцу морального вреда, ущерба его чести, достоинству, деловой репутации и т.д. Основы возмещения морального вреда изложены в ГК РФ. В частности, ст. 151 ГК РФ гласит:

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вида. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные, заслуживающие внимания обстоятельства. Суд также обязан учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В п.1 ст.1099 ГК РФ зафиксированы основания и размер компенсации морального вреда, которые определяются настоящими правилами, предусмотренными настоящей главой и ст.151 настоящего Кодекса.

В п.1.ст.1101 подчеркивается, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

В п..2 ст.1101 ГК РФ отмечается, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины, когда вина является основанием для возмещения вреда.

Ссылаясь на Гражданский кодекс РФ, стоит обратить внимание, что в этом документе при принятии решения о возмещении морального вреда, имеется также ссылка на то, что конкретное требование должно быть основано на конкретном законе (п.3. ст.1100 ГК РФ-основания компенсации морального вреда).

Вопрос: А как соотносятся законы, перечисленные выше, с Гражданским кодексом, в части возмещения морального вреда?

Ответ: Как напрямую, так и посредством отсылки к Гражданскому кодексу. Например, в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» имеется статья 16, которая так и озаглавлена - «Возмещение причиненных убытков и взыскание понесенных расходов при рассмотрении обращений», в которой п.1 гласит следующее: «Гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда». Что касается возмещения убытков, то (подкреплено ст.15 ГК РФ) их размер зависит от характера убытков и степени их доказанности. Можно пытаться получить возмещение морального вреда в суде и посредством использования федерального закона «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», где подчеркивается: «Убытки, моральный вред, нанесенные гражданину признанными незаконными действиями (решениями), а также представлением искаженной информации, возмещаются в установленном Гражданским кодексом Российской Федерации порядке». В данном случае действует отсылочная норма. Это усложняет ситуацию. Форма обращения в суд при применении этого закона - жалоба на неправомерные действия - в отличие от применения закона ««О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (исковое заявление). На практике рекомендуем чаще использовать ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан», но порой при сложности рассмотрения вопроса, более приемлем закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Вопрос: Как определяется размер морального вреда и с кого конкретно взыскивается моральный вред - с государства или чиновника?

Ответ: По действующему законодательству моральный вред взыскивается с юридического лица, например, администрации муниципального района или администрации сельского поселения. Однако у администрации есть возможность наказать рублем и конкретного чиновника, что также регулируется тем же Гражданским кодексом.

Руководство юридического лица имеет полное право в порядке регрессного требования к лицу, причинившему вред (ст.1081 ГК РФ), взыскать эту сумму с конкретных виновных лиц-чиновников.

Что касается размера компенсации морального вреда, то Гражданский кодекс РФ в данном случае уполномочивает на это действо судью, принимающего решение. Судья, пользуясь принципом справедливости и разумности, учитывая материальное положение сторон может увеличить сумму взыскиваемого морального вреда, или уменьшить ее размер.

Вопрос: Как Вы можете прокомментировать коммерческую ситуацию для малого бизнеса с поставками товаров, выполнением и услуг по государственным контрактам, как вообще чувствуют себя предприниматели, бизнес которых по известным параметрам следует отнести к малому? Имеется в виду общероссийская ситуация и ситуация с предпринимательской деятельностью аборигенного населения.

Ответ: Предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст.2 ГК РФ). Субъектом предпринимательской деятельности может быть как гражданин, так и организация.

В соответствии со ст. 34 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Одновременно Конституция РФ не допускает предпринимательскую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В теории воспрепятствование законной предпринимательской деятельности по уголовному законодательству РФ является преступлением в сфере экономической деятельности. Одна сложившаяся практика свидетельствует об обратном - монополизации рынка - совершенно не работают законы «Об ограничении монополистической деятельности», «О противодействии коррупции» и другие, процветает протежирование структур аффилированных (приближенных) с должностными лицами, распределяющими бюджетные средства. Большинство конкурсов организовывается таким образом, что контракты на поставки продукции по государственным и муниципальным контрактам, как правило, выигрывают «свои» коммерческие структуры. Например, по действующему законодательству 15 процентов государственных контрактов целевым образом должны отдаваться малому бизнесу. Однако на практике эта норма явно занижена.

Особая статья препятствованию выходу на рынок независимых структур - бумажная волокита - для того, чтобы принять участие в конкурсе на бюджетный заказ приходиться собирать десятки документов, а для того, чтобы получить эти самые документы приходится давать взятки. Банки не дают кредитов, так как у малых предприятий отсутствует требуемая банком залоговая имущественная база. Получается замкнутый круг.

В последние годы количество малых предприятий в Российской Федерации неуклонно снижается. И тем не менее, не стоит сдаваться без боя, а отстаивать свои права и законные интересы в суде, благо законодательная база, пусть не совсем совершенная позволяет отстаивать свои интересы, интересы, бизнеса и людей, занятых в этой сфере деятельности. Это в равно степени относится и к предпринимателям из числа коренных малочисленных народов, у которых свой, специфический, но такой нужный стране и потребителю бизнес.

 

Web-design: GMD