В ПОМОЩЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ: ГДЕ И
КАК ПОЛУЧИТЬ ФИНАНСОВУЮ ПОМОЩЬ?
По факту жизни, точнее сказать,
выживания, представителям коренных малочисленных народов приходится
заниматься предпринимательской деятельностью, охотой, рыболовством,
собирательством и другими традиционными видами деятельности.
Практикой доказано, что лучше заниматься предпринимательством в
рамках общины со своим Уставом, органами управления и органами
контроля.
Такая организация труда позволяет
рассчитывать на получение банковских кредитов, хотя это возможность
сегодня выглядит чисто теоретически по причине отсутствия
соответствующего залогового обеспечения и высокой процентной ставки.
В этой связи стоит рассматривать
возможность получения помощи под конкретные проекты, как от
государства, так и от частных структур, как в России, так и за ее
пределами.
Вот некоторые из этих потенциальных источников.
1. ФАИП
- федеральная адресная инвестиционная
программа.
2. Целевая государственная помощь
для некоммерческих структур.
3. Частные инвестиции.
Если говорить о федеральных
адресных инвестиционных программах, то они ежегодно принимаются в
рамках федерального закона (как приложение) о бюджете на последующий
год (в качестве примера: в конце августа 2011 года в Государственную
Думу из Правительства РФ поступит проект бюджета на 2012 год,
который в стенах Думы будет рассмотрен и впоследствии приобретет
юридическую силу закона).
На практике эти деньги редко
доходят до обычных малых предприятий, профильных как коммерческих,
так и некоммерческих структур. Так называемый «распил средств»
начинается еще в Москве и продолжается в регионах, где, как правило,
средства текут на счета аффилированных (приближенных к чиновникам,
группах влиятельных людей и т.д.) организаций.
Тем не менее, за финансовой
помощью под конкретные проекты стоит обращаться, в том числе и через
приемные депутатов и партий.
Целевая государственная помощь
для некоммерческих структур. Она выделяется по распоряжению
Президента РФ на конкурсной основе под конкретные социально значимые
проекты через своих операторов. В этом конкурсе в 2010 году
(распоряжение президента РФ Д.А.Медведева №300-рп от 08 мая 2010
года, выделено один миллиард рублей) принял участие и Фонд защиты
конституционных прав коренных малочисленных народов России. Через
оператора президентского распоряжения, Фонда подготовки кадрового
резерва «Государственный клуб», который выделил 500 000 (пятьсот
тысяч рублей) 00 копеек.
В ближайшее время будет издано
новое распоряжение Президента РФ, на 2011 год, который уже провел
встречу с руководством организаций операторов и подчеркнул на
важность финансирования социально значимых проектов. Озвученная
президентом Д. А. Медведевым сумма -
один миллиард рублей, в масштабах страны незначительная, но
использовать этот шанс необходимо.
Частные инвестиции под проекты
осуществляются так называемыми организациями-донорами. К сожалению,
в России получить частные инвестиции под социально значимый проект,
например, защиту конституционных прав коренных малочисленных
народов, как обычных людей, так и предпринимателей, весьма и весьма
сложно. Причин тому немало -
тут и отсутствие у крупного и среднего бизнеса элементарной
социальной ответственности перед гражданами, и несовершенство
законодательства и ряд других причин.
И все же проекты готовить надо и
направлять в российские коммерческие структуры и некоммерческие
организации, целевым образом учреждаемые бизнесменами.
В силу сложившихся традиций и
обстоятельств порой проще получить зарубежную (международную)
спонсорскую помощь через так называемые донорские организации.
Организация-донор или донорское
агентство по определению представляет собой организацию, выделяющую
денежные средства на проекты, занимающиеся вопросами развития.
Донорские организации направляют
денежные средства по двум каналам:
а) через официальные
(правительственные) каналы;
б) по частным каналам.
Существуют три вида донорских
агентств:
1)Многосторонние
агентства-Программа Развития Организации Объединенных Наций (ПРООН),
ЮНИСЕФ и Всемирный банк, которые чаще всего предоставляют заемы
(включая и коммерческим организациям), а не гранты. К подгруппе
многосторонних агентств можно отнести различные программы под эгидой
Европейского Союза (ЕС) и Совета Министров Скандинавских стран (СМС).
2) Национальные правительства
(западные страны, включая США и Канаду, Япония, Организация
стран-экспортеров нефти (ОПЕК) являются основными правительственными
донорскими агентствами. Финансирование обычно осуществляется через
соответствующие правительственные организации по оказанию помощи,
такие, как: ЮСЭЙД (США), СИДА (Канада), ДАНИДА и ДЕПА (Дания),
ФИНИДА (Финляндия), НОРАД (Норвегия), ШИДА (Швеция).
3) Благотворительные организации.
(В каждой развитой стране существует огромное количество
благотворительных организаций, работающих как по географическому
признаку, например, в Арктике или России), так и по конкретной
тематике (окружающая природная среда, здравоохранение, создание
потенциала, гуманитарная помощь и т.д.). Многие из этих организаций
представляют собой платформу, с которой осуществляется распределение
средств, перечисленных большими компаниями, или полученных в
качестве даров в ответ на проведенную рекламную кампанию или
мероприятия по сбору денежных средств.
В отличие от правительственных,
неправительственные организации (НПО) являются частными и
добровольными. На каждом континенте существуют тысячи НПО.
Среди организаций, оказывающим
поддержку и помощь коренным малочисленным народам, был введен новый
термин Организация коренных народов (ОКН).
К получившим международное
признание НПО, работающим по тематике коренных народов, относятся
основанная в Дании «Международная рабочая группа по вопросам
коренных народов» (МРГКН) и английская «Международное выживание».
Заметим, что МРГКН имеет свое представительство в Москве.
Среди наиболее известных ОКН
можно упомянуть такие организации, как Совет Саами (СС) и
Циркумполярную Конференцию Инуитов («Ай-Си-Си»).
В продолжение начатому «Ай-Си-Си»
Канада разработала программы поддержки коренных народов Севера,
Сибири и Дальнего Востока.
Знать потенциальных доноров
важно, но еще важнее грамотно составить обращение (заявление о
предоставлении гранда или займа).
В целом к проектному предложению
предъявляются следующие требования:
1. Имя обращающегося с заявлением
(Ваше имя/Название вашей организации/общины).
2. Адрес, включая телефон, факс и
электронную почту; дату (год, месяц, число).
3. Имя человека, ответственного
за выполнение проекта (Руководитель проекта/координатор). Имя
ответственного лица внутри вашей организации (Президент,
председатель, директор).
4. Название проекта; категория
проекта (здравоохранение, защита прав и законных интересов коренных
малочисленных народов, сельское хозяйство и т.д.).
5. Описание проекта (10-20
строк); описание непосредственных целей и задач проекта
(предоставление или развитие в той или иной области деятельности);
описание ожидаемых результатов (улучшение состояния окружающей
среды; повышение социальной защищенности аборигенного населения и
т.д.).
6. Запрашиваемый объем
финансирования. (Общая сумма).
7. Экскурс (исторический,
географический, организационный и т.д.).
8. Идентификация и важность
выявленной проблемы, потребности; первоочередные цели проекта
(укрепление, обеспечение, начало, создание, продвижение и т.д.).
9. Описание проекта (полное
описание целей и задач проекта): на какой временной срок рассчитан
данный проект (один месяц, один год, три года и т.д.); преамбула
проекта и вклад (материальные средства, трудовые ресурсы, знание,
оказание помощи и т.д.).
10. Мероприятия в рамках проекта
(покупки, прием на работу, организация, опрос общественного мнения,
идентификация, продвижение и т.д.).
11. Цель проекта (улучшения
состояния окружающей среды, повышение уровня социальной и
юридической защищенности аборигенного населения и т.д.); участники
проекта (в случае задействования более чем одной организации
- подразумевается сотрудничество с
отечественными и зарубежными партнерами).
12. Критерии оценки проекта
(контроль за выполнением работ в рамках проекта на месячной,
квартальной основе и подготовка финансовых отчетов); рабочий план
проекта (на один месяц, на 2 месяца, на 3 месяца и т.д.).
13. Бюджет (постатейный).
Основными составляющими расходной части бюджета обычно являются (и
признаются спонсорскими агентствами): заработная плата
(руководитель, ассистент, бухгалтер и т.д.); связь; оборудование;
компьютеры; принтер; камера; ксерокс; бумага; проведение
конференции; транспортные расходы и т.д.).
|